Фрагментарность пожирает цельность

22.10.2013 19:14

Кто-нибудь замечал за собой, что делать что-то достаточно долго и углубленно становится все сложнее. Как будто возвращается детская непоседливость и все затруднительнее удерживать внимание на чем-то одном по-долгу. За себя я могу с полной уверенностью сказать - эти процессы не просто наступают, а растаскивают "долгую" волю на сотни мелких, развлекающих меня, интересов. Чуть ли ни физически ощущаю процесс фрагментации моего сознания, на мелкие осколки новостей, сделанных пиаровцами из ничего. Рябит от рекламных клипов, в которых от стремительного мелькания кадров создается впечатление, что там все кадры - 25-е. Словом ощущение такое, что все самое мелкое и недостойное серьезного рассмотрения просачивается в наше сознание и отвлекает внимание, лишая нас возможности самостоятельно и всерьез подумать о чем-то важном. О смысле жизни, например. О своем месте в этой жизни.

От толстых романов мы переходим к незаконченному чтению коротких рассказов и далее к беглому просмотру СМСок. Заметили? Для сохранения у нас иллюзии, что все по-прежнему, книги стали печатать укрупненным шрифтом с полуторным интервалом: рассказ короткий, а книга толстая-солидная. Так что наше самоуважение поддерживается.

Поиск статьи по нужной профессиональной теме в интернете заканчивается длительным зависанием в переписке с "однокласниками" или бессмысленной брождением по псведо-сенсационным новостям с многообещающими названиями и пустышкой в сердцевине. В итоге все выделенное для проработки темы время потрачено впустую - быстро находим статью покороче, а читаем - вскользь по диагонали. И так далее. Можно перечислять бесконечно. Все это звенья одной цепи - фрагментации сознания. Нашей потери целостности и цельности.

Да нет, что вы: цели у нас, конечно, есть. Мы даже можем долго о них говорить. Так долго, что начинаем верить в свою целеустремленность. Но вот обсуждение закончилось и мы опять растворяемся в тысячах мелочах, по числу в разы превышающих численность вещей в одноименном магазине. Вот продвижение к цели, заметно не очень. Некогда! сколько вокруг всего интересного!

Итак, все, кто хочет остаться личностью - держите круговую оборону! Ибо энтропия наступает со всех сторон, по всем каналам нашего восприятия! Сначала она раздробит на мелкие лоскуты наше сознание, а затем парализует нашу волю и способность к сколько-нибудь длительному выполнению сколько-нибудь важных дел, тем более тех, которые в рамках нашего предназначения.

О чем это я? Ах да, о клиповом сознании, благодаря которому я, кажется, и забыл в конце заметки - чему она посвящена. Что поделаешь: заметка получилась очень длинной, поэтому удержать внимание в фокусе на всем протяжении ее написания было для меня делом практически невозможным. За что читатель, все-таки дочитавший этот текст до конца, меня, конечно же, простит. Ведь это в марксистские времена "бытие определяло сознание", сегодня бытие его "дробит". Присмотритесь: повсюду Хаос дробит наше сознание на множество несвязанных между собой бессмысленных фрагментов.

 

Почти забыл в сплетеньи лет безликом

Я прежний пыл,
Мечты и клятвы, мысли о Великом
Почти забыл…

 

И хаосом глухим мой мир затронут -
Насела жуть…
И снова круговую оборону,
Скрипя, держу.

 

То прохудится осенью слезливой
Душевный кров,
То в черной полосе на грани срыва
Шалит нутро.

 

То дух мой содрогнётся в осознанье
Глобальных бед,
То шлет здоровье в жестком назиданье
Больной привет.

 

И я пожарным от огня пытаюсь
Свой дом сберечь,
Иль как матрос настырно затыкаю
Пробоин течь.

 

Несёт судьба, зигзагами виляя.
Несёт, кажись…
Не радуюсь, не жду, не удивляюсь –
Латаю жизнь…

 

***

 

В мельканьи дней ловлю засечки лет,
Чтобы хоть как-то упорядочить лавину…
Но в груде дел - тщетой разумный свет -
Бредовость хаоса мне нагло дышит в спину…